Об этом нечасто говорят, но что интересно, именно в советское время появился первый закон «О взяточничестве». Или, если точнее, - Декрет СНК от 8 мая 1918 года. Безусловно, в обществе, где государственный аппарат разрастается все множащимся чиновничеством, экономические преступления – неотъемлемая часть делового оборота. А в советское время, по сравнению с той же царской Россией, чиновников становилось все больше и больше. Поэтому именно тогда появилась необходимость регулировать взаимодействие бюрократов на законодательном уровне.
Армейский аппарат позднего советского периода также не отличался прозрачностью схем делового оборота. Особенно в смутные 90-е. Здесь было место как малым, так и крупным преступлениям. Начиная распилом бюджетов, заканчивая мелким воровством в армейских столовых. Действительно, в голодные годы конца прошлого века мало кто задумывался о судьбах нашей армии. А с каждым годом число махинаций в вооруженных силах множилось с геометрической прогрессией.
В 1995 году число зарегистрированных преступлений, совершенных в войсках, по сравнению с 1994 годом выросло на 24%, тяжких преступлений – на 76,3%. На 78,3% возросло количество хищений оружия и боеприпасов. Увеличилось число случаев взяточничества, мошенничества.
По данным 1998 года, вопросы с закупкой продуктов в воинские части решались так: закупалась сгнившие овощи, просроченные консервы, непредназначенные для употребления. В общем, все то, что сразу же отправлялось на утилизацию. В итоге закупка производилась заново, тем самым превышая утвержденный бюджет. Разница, оставшаяся от первой поставки, распиливалась между участниками преступной сделки. А те, кто служил в даже офицерском составе в 90-е годы, могут хорошо помнить регулярные задержки скудного, но все-таки положенного пайка и вынужденность питаться буквально подножным кормом, перебиваясь пирожками или ишавермой, только-только появлявшимися на рынках страны. Что говорить о рядовых – здесь дела обстояли еще хуже.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что до недавнего времени в армии были созданы чуть ли не идеальные условия для злоупотреблений и хищений, ведь отсутствовал гражданский контроль как таковой и применялись устаревшие системы отчетности.
Здесь стоит отметить: военное ведомство традиционно является одним из самых закрытых. Как в смысле бюджетов, так и в смысле быта, обучения, научных разработок. Это естественно – от уровня секретности во многом зависит безопасность самого государства. Только сегодня постепенно армия становится более открытой, что позволяет рядовому гражданскому более или менее адекватно оценивать все происходящее с российской боевой машиной. В том числе – реализацию бюджета.
Тем не менее, еще несколько лет назад наибольший уровень коррупции приходился на те сферы армейской жизни, в которых сейчас задействованы аутсорсинговые компании. Изначально привлечение гражданских в военную структуру казалось абсурдом, но статистика этого года показывает, что условия службы в армии заметно улучшились именно благодаря такому решению Министерства обороны.
Если говорить о коррупции, то и здесь изначально было не все так чисто, как хотелось бы. История с экс-министром Сердюковым по сей день отбрасывает тень на деятельность аутсорсеров. Главной лазейкой для недобросовестных гражданских фирм и нечестных на руку военных тогда стало несовершенство условий государственного контракта на предоставление услуг. Один известный пример - афера с передачей техники на аутсорсинг проходила при непосредственном участии Валерия Пузикова - зятя Анатолия Сердюкова.
«Как показала проверка, госконтракт был заключен с многочисленными нарушениями, – говорит источник издания «КМ.ru». – Например, в качестве обеспечительной меры на тендер была предоставлена поддельная банковская гарантия на миллиард рублей от тверского коммерческого банка КБЦ. В реестре банка эта гарантия не значится; более того, московское отделение банка, якобы выдавшее ее, вообще не имеет права этого делать и с 2009 года не выдало ни одной такой гарантии».
В 2013 году условия контракта пересмотрели. Сейчас они полностью исключают возможность офшорных схем работы. Таким образом, если аутсорсер занимается поставками продуктов, то в столовой будут работать его профессиональные повара с высокими зарплатами. Соблазна урвать что-то со стола бойцов у начпрода не будет. То же самое и с более серьезными вопросами, касающимися оборонной промышленности.
Реформирование российской армии продолжится вплоть до 2020 года. Об этом представители военного ведомства рассказали как раз при оглашении бюджета оборонной промышленности. Начав с быта солдат, Минобороны постепенно перешло к современному техническому оснащению наших войск. При этом все основные пункты затрат известны: открытие новых спортивных и научных рот, разработка современного боевого и химического оружия, заказ на новое технологичное обмундирование.
В ноябре минувшего года Сергей Шойгу заявил, что регулярные внезапные проверки, проводимые в войсках, докажут, что открытые схемы взаимодействия Минобороны и аутсорсеров приносят ощутимую пользу нашим вооруженным силам.