Главная » Статьи » Армия » Вооружение и военная техника |
В чьих руках высокоточное оружие? — часть I
Планировать боевое применение высокоточных ракет, готовить данные, разрабатывать полетные задания, пилотировать современный боевой самолет (вертолет)… Кто сможет это сделать? Ответ очевиден: не просто офицеры с высоким общенаучным и военно-теоретическим уровнем знаний, а профессионалы, обладающие знаниями, умениями и навыками, достаточными для выполнения должностных обязанностей, связанных с боевым применением самых современных образцов вооружения и военной техники, разработанных на основе передовых достижений науки и созданных благодаря технологиям мирового уровня. Требуется специальная подготовка Военные конфликты на рубеже XX–XXI столетий, в особенности в Персидском заливе, на Балканах и в Афганистане, показали, что высокоточное оружие (ВТО) и беспилотные летательные аппараты (БЛА) становились одним из факторов достижения успеха уже в начальных периодах войн. А военно-политическое руководство стран, обладающих ВТО и БЛА, получает одновременно и инструмент силового давления, и дополнительную неядерную составляющую в системе стратегического сдерживания потенциального противника. Работы по созданию перспективных образцов ВВТ нового поколения ведутся с использованием современных информационных технологий. Для эффективной реализации боевых свойств высокоточных средств поражения предусмотрено комплексирование и информационно-техническое их сопряжение с перспективными средствами разведки, РЭБ и автоматизированного управления войсками. При этом образуются боевые системы с ВТО, функционирующие в режиме реального времени. В целом кардинально изменяется характер огневого поражения противника, а значит, и содержание вооруженного противоборства. Коллаж Андрея Седых Все задачи боевого применения и эксплуатации ВТО и БЛА сегодня решаются с помощью нескольких взаимодействующих систем автоматизации. Наряду с автоматизированными системами управления это комплексы планирования боевого применения сил с ВТО и БЛА, подготовки данных и формирования боевых заданий для носителей ВВС, пусковых систем ВМФ и Сухопутных войск, расчета полетных заданий ВТО и БЛА. Автоматизируется все большее количество расчетных, моделирующих и прогнозных задач. Этим в первую очередь вызвана необходимость глубоких изменений в системе профессиональной подготовки персонала органов военного управления (ОВУ) и частей боевого применения ВТО и БЛА. Вышесказанное подтверждается опытом боевых действий ВС США и НАТО последних десятилетий. Реализация высокого потенциала ВТО в полном объеме была обусловлена квалификацией должностных лиц органов управления войсками и оружием. Для эффективного использования информационных технологий на всех этапах подготовки ВТО и БЛА к боевому применению потребовалось привлечение специалистов по информатике, геоинформатике, вычислительной технике и дешифровщиков. Таким образом, командующие, командиры, офицеры штабов обязаны владеть теорией, обладать опытом планирования применения и управления высокоточными ударными средствами. Также им необходимы устойчивые знания информационных технологий, твердые умения и навыки использования специального программного обеспечения (СПО) разнородных автоматизированных систем. А сложность и технологичность современных высокоточных систем поражения, разведки, РЭБ, управления и связи требуют наличия специальной системы подготовки высококлассных специалистов, способных решать все задачи по эксплуатации и боевому применению сил и средств ВТО воздушного, морского и наземного базирования. И эта система должна быть составной частью перспективной системы подготовки офицерских кадров для ВС РФ нового облика, а ее программы, методические и учебные средства соответствовать параметрам, установленным Министерством образования и науки РФ для вузов МО РФ. Этапы получения образования С 1 сентября 2011 года в Вооруженных Силах России начат процесс перевода системы базового военного образования, как и всей высшей школы страны, на трехуровневую систему обучения – бакалавриат, специалитет, магистратура. Вводится также программа дополнительного профессионального образования (ДПО) офицерского состава в течение всей военной службы. Подготовку офицерский состав будет получать в трех военных учебно-научных центрах (ВУНЦ) видов ВС РФ, Военной академии Генерального штаба ВС РФ, пяти военных академиях родов войск, одном военном университете и 15 их филиалах. Базовая подготовка офицеров всех специальностей для назначения на первичные офицерские должности будет осуществляться по 10 федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения высшего профессионального образования в течение четырех лет по программам бакалавриата с присвоением квалификации (степени) «Бакалавр». По ряду военно-учетных технических специальностей (эксплуатация и применение особо сложной военной техники и вооружения РВСН, ВКО, ядерных силовых установок, перспективных воздушно-космических, гиперзвуковых систем, ВТО, разведки и РЭБ и др.) обучение будет вестись в течение пяти лет по программам специалитета с присвоением квалификации (степени) «Дипломированный специалист». Первичную базовую подготовку по некоторым высокотехнологичным специальностям (эксплуатация ракетной техники, картография, вычислительные системы, инженеры-программисты, геоинформатика) будущие офицеры приобретут и в ведущих гражданских высших учебных заведениях (МГТУ, МИФИ, МАИ, МИРЭА, МИГАИК) с последующей специализацией в вузах МО РФ. Базовая подготовка старших и высших командных кадров армии и флота в новой системе военного образования станет осуществляться по одному общегосударственному стандарту (управление персоналом). Срок обучения – два года по программе магистратуры. Стандарт включает единые для всех офицеров командного профиля базовые дисциплины в Военной академии Генерального штаба, военных учебно-научных центрах – военных академиях видов ВС и академиях родов войск ВС РФ. В основном это правовые, экономические вопросы военного строительства и управления (в первую очередь управления повседневной деятельностью соединений и частей), теория и история военного искусства. Завершится данная ступень военного образования присвоением квалификации (степени) «Магистр». Предполагается, что в системе непрерывной профессиональной подготовки офицерского состава ВС РФ в течение всего периода службы каждому служебному повышению офицера теперь будет предшествовать обучение в ведомственном вузе. Это курсы, специализированные для каждой должности по составу и объему дисциплин, по продолжительности учебы (кратковременные или более полные с изучением дисциплин в других сферах знаний). Дополнительное профессиональное образование призвано стать действенным стимулом и обязательным условием успешной карьеры всех офицеров, включая претендентов на высокие должности командиров соединений, командующих объединениями видов ВС РФ, флотов, военных округов и их заместителей. Дополнительная профессиональная подготовка кандидатов для назначения на должности в ОВУ тактического звена будет проводиться в военных учебно-научных центрах – военных академиях видов и родов войск ВС РФ. Учеба на Высших академических курсах Военной академии ГШ ВС РФ по специальности «Национальная безопасность и оборона государства» станет обязательной перед назначением на должности в ОВУ оперативного, оперативно-стратегического и стратегического звеньев управления. Три уровня Анализируя перспективную систему профессионального обучения офицерского состава, можно определить место специальной системы подготовки должностных лиц ОВУ, разведки, РЭБ, частей боевого применения ВТО к использованию высокоточных средств поражения в операциях (боевых действиях) на каждом уровне высшего профессионального образования. На первом уровне (бакалавриат) учебные программы подготовки офицеров для эксплуатации и боевого применения высокоточных систем поражения (по некоторым специальностям и на втором уровне – специалитет) должны содержать теорию применения современных и перспективных ударных, разведывательных комплексов, средств РЭБ. Здесь речь об офицерах стартовых расчетов ракетных комплексов, авиационных экипажей, применяющих ВТО, офицерах пунктов подготовки полетных заданий (специалистах по картографии и геоинформатике, инженерах-программистах, специалистах по сопровождению и тестированию программного обеспечения и др.), а также подразделений технического обеспечения ракетных комплексов воздушного, морского и наземного базирования, авиационных разведывательных систем и комплексов РЭБ. Таким образом, сделаем следующие выводы. Первый. На этапах получения базового высшего профессионального образования и в ходе дополнительной профессиональной подготовки для замещения вышестоящих должностей офицеров не будут обучать вопросам планирования боевого применения ударных, разведывательных комплексов, средств РЭБ. Второй. Планирование применения ударных, разведывательных комплексов, средств РЭБ – функция ОВУ оперативного, оперативно-стратегического и стратегического уровней управления. Должности в них подлежат замещению офицерами оперативно-стратегической и оперативно-тактической специальности с высокой квалификацией и практическим опытом управления войсками (силами). Третий. Основные знания и умения в вопросах планирования боевого применения и подготовки данных для разработки полетных заданий современным и перспективным ударным, разведывательным комплексам, средствам РЭБ офицеры должны получать на третьем уровне высшего профессионального образования (магистратура) в военных академиях. Поэтому вопросы планирования и применения современных и перспективных ударных комплексов, средств разведки и РЭБ должны найти отражение в учебных программах тех офицеров, которые предназначены для службы на командных и штабных должностях в ОВУ оперативного, оперативно-стратегического и стратегического уровней. Именно они в качестве лиц оперативных расчетов ОВУ будут осуществлять планирование операции в целом, огневого поражения противника, боевого применения ВТО, а также подготовку данных целеуказания и для разработки полетных заданий ударным, разведывательным комплексам, средствам РЭБ. А умения и навыки, необходимые для планирования боевого применения и подготовки полетных заданий ВТО, будут приобретаться в ходе оперативной и боевой подготовки. Нет оснований для уверенности Основные проблемы обучения специалистов планированию и боевому применению современных и перспективных высокоточных систем поражения, разведки, РЭБ, управления и связи и возможные пути их решения могут быть сгруппированы в следующем виде. Первая группа – проблемы организации получения базового образования специалистами, предназначаемыми для назначения на первичные офицерские должности. Вторая группа – проблемы, возникающие при получении офицерами третьего уровня базового образования (магистратура). Третья группа – проблемы, возникающие при повышении профессионального уровня должностных лиц ОВУ в ходе оперативной и боевой подготовки войск. Проблемы первой группы. Статс-секретарь – заместитель министра обороны Российской Федерации Н. А. Панков указал на главное отличие реформированной системы военного образования России и обучения по новым федеральным государственным образовательным стандартам – фундаментальность общенаучной и военно-профессиональной подготовки. В Вооруженных Силах России лейтенант, прибыв в войска, в отличие от зарубежных коллег способен сразу выполнять обязанности по должности в полном объеме. Другая отличительная черта подготовки российских офицеров – универсальность. Выпускник будет способен выполнять обязанности не только по первичной специальности. Объем полученных в вузе знаний, умений и навыков позволит ему быстро освоить родственные воинские специальности и исполнять обязанности по вышестоящим должностям до уровня командира батальона без дополнительной подготовки. Многолетняя служба авторов статьи на различных должностях в войсках и штабах не дает оснований для подобной уверенности. Ввод в строй молодых офицеров и подготовка офицеров для назначения на вышестоящие должности никогда не были простыми задачами. Кто-то из выпускников, может быть, и будет способен командовать сразу ротой или даже батальоном (самая буйная фантазия не позволяет говорить о способности командования авиационной эскадрильей или подводной лодкой). Но молодые военные таланты всегда появлялись в лихие времена, когда лейтенанты-выпускники вынуждены были командовать, обучаясь на крови. Не каждый справлялся с подобным экзаменом. И цена такого обучения молодых командиров – погибшие в боях и бойцы, и сами командиры. А вот планировать боевое применение высокоточных ракет, готовить данные, разрабатывать полетные задания, пилотировать современный боевой самолет (вертолет) смогут офицеры не просто с высоким общенаучным и военно-теоретическим уровнем знаний, а имеющие знания, умения и навыки, достаточные для выполнения должностных обязанностей, связанных с боевым применением самой передовой военной техники и вооружения, созданных на основе достижений науки и техники мирового уровня. Поэтому для достижения такого уровня знаний, умений и навыков выпускников вузов необходимо уже сейчас предусмотреть проведение комплекса организационных мероприятий: четко определить перечень вузов по видам и родам войск ВС РФ, ответственных за подготовку специалистов по применению такого класса оружия, как ВТО, так как есть обоснованные опасения, что в горячке коренных структурных изменений системы военного образования (сокращений, объединений, перемещений, перепрофилирования, оптимизации вузов, принятия взаимоисключающих решений, например по ВУНЦ ВВС) было не до этого; включить в перечни профессиональных компетенций выпускников профильных вузов знания, умения и навыки по боевому применению и эксплуатации конкретных классов и типов ВТО; предусмотреть целевое уточнение содержания направлений, профилей подготовки и специальностей офицеров – выпускников профильных вузов (в том числе и гражданских) по подготовке специалистов для применения ВТО, а также предъявляемых к ним квалификационных требований; оснастить вузы, ответственные за подготовку специалистов по эксплуатации и боевому применению высокоточных средств поражения, разведки, РЭБ, управления и связи, новейшими образцами высокоточных средств поражения, другого вооружения и военной техники, современной учебно-материальной и лабораторной базой; внедрить передовые обучающие технологии и современные компьютеризированные обучающие системы, позволяющие совместить передовую модель обучения – программированное обучение с достижениями современных информационных технологий; организовать ежегодные четырехнедельные учебные сборы по повышению профессионального уровня преподавателей профильных вузов на базе соединений и частей, вооруженных ВТО воздушного, морского, наземного базирования, и предприятий военно-промышленного комплекса; предусмотреть учебными программами проведение ежегодной войсковой стажировки курсантов в соединениях и частях, имеющих на вооружении высокоточные средства поражения и средства разведки, длительностью четыре-шесть недель, приравняв защиту выполнения плана стажировки к курсовому экзамену. Проблемы второй группы ожидаются при получении третьего уровня базового образования (магистр) офицерами, предназначенными для назначения на руководящие и штабные должности в ОВУ или при получении дополнительного профессионального образования при назначении на вышестоящую должность. Главная из них вызывается установленным в учебных программах военных академий соотношением объемов базовой и специальной подготовки, равным 80 и 20 процентам соответственно. Важность для практической деятельности командующих, командиров и офицеров штабов учебных дисциплин, названных базовыми (правовые и экономические вопросы военного строительства, управление повседневной деятельностью войск и др.), не отрицается никем. Но базовыми и системообразующими элементами для профессионального становления и деятельности командиров и других офицеров – организаторов и руководителей боя, сражения или операции является умение принимать решения на бой (операцию), планировать их проведение и огневое поражение противника с применением современных систем оружия, управлять войсками на войне, а не в мирное время. Источник: http://vpk-news.ru/articles/8741 | |
Просмотров: 3537 | |
Всего комментариев: 0 | |