Шикина Светлана Валентиновна в/ч 18938 (в.ч 30616-13) г. Москва. ул. Маршала Савицкого, д. 16, корп. 1, кв. 236 8-916-9105665
Добрый день! В декабре 2010 года я была уволена на пенсию по состоянию здоровья по военной травме с последующим получением инвалидности бессрочно. Обратившись в страховую компанию МАКС за единовременным пособием по досрочному увольнению из рядов ВС по военной травме, я получила отказ. Судом признано право на получение единовременного пособия, но почему-то на момент увольнения (декабрь 2010 г). Поскольку было отказано в выплатах изначально и момент выплаты становится не определенным. определение момента выплаты остается открытым и может считаться на момент вынесения решения. На данный момент я так и не получила единовременное пособие. Я была в числе приглашенных участников круглого стола на тему: " соблюдение прав военнослужащих страховыми компаниями..." 3 июля 2013 года. Подняв вопрос о выплате единовременных пособий в моей сложившейся ситуации, все представители говорили о том, что мне положена выплата 2 млн. руб.. Представитель МАКС взял копии моих документов и обещал лично рассмотреть и решить вопрос.Но никто ничего не решил и я до сих пор никакого единовременного пособия не получила. Прошу помочь мне получить единовременное пособие. тем более здоровье имеем свойство ухудшаться, а лечение все больше и больше становиться платным.
Для более подробной истории моего дела предоставляю копию обращения в суд:
15 ноября 2012 года Зюзинским районным судом г. Москвы в открытом судебном заседании рассмотрено мое исковое заявление (Дело № 2-3458/12) о признании права на выплату единовременного страхового пособия, связанных с отказом Страховой компанией ЗАО МАКС в выплате единовременного страхового пособия при досрочном увольнении из Вооруженных сил РФ по состоянию здоровья в связи с военной травмой. Решением суда были признано моё право на получение единовременного страхового пособия, выплачиваемого страховой компанией при досрочном увольнении из Вооруженных сил по состоянию здоровья в связи с военной травмой и рассчитано взыскание со Страховой компании ЗАО МАКС единовременное пособие в размере 135540 рублей. Расчет единовременного пособия произведен согласно действия Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в редакции 22.07.2010 г.) на период времени увольнения ( 2010 года). С произведенным расчетом на выплату единовременного пособия в размере 135540 рублей я была не согласна и обратилась с апелляционной жалобой в Московский городской суд. 26 апреля 2013 года Московским городским судом г. Москвы в открытом судебном заседании рассмотрена моя апелляционная жалоба на решение суда по гражданскому делу № 2-3458/12 о взыскании единовременного страхового пособия. Решением Московского городского суда были изменены решения Зюзинского районного суда города Москвы от 15 ноября 2012 года и дополнительное от 7 февраля 2013 года на взыскание с ЗАО «Макс» в мою пользу единовременное пособие размере 271 080 рублей и проценты в размере 12610,87 рублей. В части размера единовременного страхового пособия , взыскиваемого с ответчика в мою пользу, расчет был произведен: (2606 рублей (оклад по должности) + 1912 рублей (оклад по воинскому званию)) х 60 = 271 080 рублей. Размер процентов, взысканных судом на основании ст. 395 ГК РФ: 271 080 рублей х 8,25% х 203 дня / 360 = 12610,87 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано. С решением Московского городского суда от 26 апреля 2013 года я также не согласна. Согласно Соглашению об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим ВС РФ между Министерством обороны РФ и ЗАО «МАКС» в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральным законом от 7 ноября 2011 г №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и приказом Министра обороны РФ от 2 февраля 1999 г. №55 «О порядке выплаты в Министерстве обороны РФ единовременных пособий военнослужащим», выплата единовременных пособий осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых Минобороны России на расчетный счет ЗАО «МАКС», в виде компенсационных выплат по предъявленным ЗАО «МАКС» требованиям (счетам) и платежным поручениям, подтверждающим выплату единовременных пособий. По данному соглашению Минобоны России обязан: производить ежемесячные перечисления денежных средств на расчетный счет ЗАО «МАКС» на основании поступивших по предъявленным ЗАО «МАКС» требованиям (счетам) и платежным поручениям, подтверждающим выплату единовременных пособий; передавать сведения о размерах окладов денежного содержания военнослужащих и их изменениях; организовывать информационную работу с военнослужащими по порядку и условиям предоставления выплат единовременных пособий, оказывать содействие в предоставлении документов на получение единовременных пособий. ЗАО «МАКС» по данному соглашению обязано производить выплаты, а в случае принятия решения об отказе в выплате единовременного пособия письменно уведомить об этом заявителя и Минобороны России с обоснованием причин указанного отказа в 15-дневный срок. Принятое решение о выплате и выплата единовременного пособия производится ЗАО «МАКС» на основании документов, оформленных в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 2 февраля 1999 г №55 о порядке выплаты единовременных пособий и производится в 15-дневный срок. В ЗАО «МАКС» я обратилась после увольнения с военной службы в декабре 2010 года с заявлением о выплате единовременного пособия (л.д. 11). Письмом от 18 января 2011 года ЗАО «МАКС» предложил предоставить некоторые документы-приложения, оформленные военкоматом. Сразу обратилась в военный комиссариат г. Москвы за необходимыми документами, но Военный комиссариат выдал мне полный пакет документов только 13.02.2012г. 13.02.2012г. я предоставила все документы ЗАО «МАКС». Отказ по выплате единовременного страхового пособия мной был получен в июле 2012г, что по срокам рассмотрения гораздо превышает 15-дневный срок. Военным комиссариатом была выдана справка об окладах денежно содержания для выплаты единовременного страхового пособия с указанным увеличенным окладом 2012 года. Согласно справки № ЦСО/12-02 от 12.03.2012, выданной Военным комиссариатом города Москвы для Страховой компании ЗАО МАКС, установлены оклады: - Оклад по штатной воинской должности составляет 15000 рублей; - Оклад по воинскому званию составляет 8000 рублей. По соглашению об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим ВС РФ между Министерством обороны РФ и ЗАО «МАКС», Военным комиссариатом должны передаваться сведения о размерах окладов денежного содержания военнослужащих и их изменениях, следовательно и выплачиваться единовременное страховое пособие должно согласно установленным законом норм на момент выплаты единовременного пособия. Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ФЗ №52-ФЗ от 28 марта 1998 г. были внесены изменения в части определения размера страховых сумм. Согласно статьи 5 п.2 Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях; Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы. В соответствии со ст.1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений Таким образом, в данном случае, Федеральным Законом № 309-Ф3 от 08.11.2011 г, прямо указывается на зависимость размера страховой выплаты от момента выплаты страховой суммы, а не от времени наступления страхового случая, на что ссылается суд при расчете размера единовременного пособия. Согласно ст. 11 Федерального Закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ, которым регулируются рассматриваемые правоотношения, обязанность Страховщика производить выплату страховой суммы, возникает после предоставления ему документов подтверждающих наступления страхового случая. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100 г. Москва "О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"": п.14. Для принятия решения о выплате единовременного пособия военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с признанием их ВВК не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с формулировкой причинной связи с исполнением обязанностей военной службы "военная травма" или "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", либо "заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска", воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) оформляют и направляют в организацию следующие документы: а) заявление на получение единовременного пособия, составленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку; б) справку согласно приложению N 4 к настоящему Порядку; в) копию свидетельства о болезни; г) выписку из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части. Таким образом, получение страховой выплаты носит заявительный характер. Мной неоднократно подавались документы для выплаты единовременного пособия в Страховую компанию ЗАО МАКС, последний раз 13 февраля 2012 года. Из приведенных положений ФЗ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2012 г., следует, что размер страховых сумм определяется на день выплат, т.е. действие закона распространяется в том числе на отношения, возникшие ранее. Согласно ст. 12 Федерального закона от 7.11.2011 г. N 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельный выплат» при увольнении военнослужащего с военной службы в связи с признанием его негодным к военной службе в следствии военной травмы выплачивается единовременное пособие в размере 2 000 000 рублей. Считаю , что действие данного закона распространяется и на меня, учитывая Федеральные Законы № 52-ФЗ от 28.03.1998 г., № 309-Ф3 от 8.11.2011, Приказ ГУСП Президента Российской Федерации от 30.11.2011 г. N 52. Федеральным законом от 08.11.2011 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения и закон Регулирующий настоящие спорные правоотношения, в частности статьей 4 предусмотрено:
Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ Статья 4 Внести в статью 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения: 1) в части второй слова "120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия," заменить словами "3 000 000 рублей в равных долях"; 2) в части четвертой слова "60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия," заменить словами "2 000 000 рублей".
У единовременного пособия нет ограничений по времени подачи документов на выплату. Выплата единовременного пособия была затянута как Министерством обороны, так и страховой компанией. Задержка с подачей документов была обусловлена не объективными причинами ЗАО «МАКС» и Военного комиссариата. Выплата единовременного пособия должна быть произведена уже не в рамках государственного контракта 2011 г. и в пределах средств определенных им, а в период действия контракта 2012 г., теперь уже 2013 года, фактически пролонгировавшего прежний договор, но с изменением размера единовременной выплаты, с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 08 ноября 2011 г. N 309-Ф3. Поэтому, размер выплаты единовременного страхового пособия должен быть определен на день выплаты, что составляет в установленной сумме - 2 000 000 рублей.
Мною было заявлено одно из требований взыскать с ответчика проценты за несвоевременную выплату оспариваемого единовременного страхового пособия за период с 01.03.2012 года из расчета процентной ставки, установленной ЦБ РФ 8,25% до дня фактической выплаты единовременного страхового пособия ЗАО «МАКС». Пакет документов был сдан 13.02.2012г. Судом неправомерно рассчитан день, с которого исчислен срок выплаты, 11.04.2012. Суд ссылается на запрос ЗАО «МАКС» последнего контракта прохождения военной службы, который был представлен 11.04.2012г, но согласно Пр иказу Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100 г. Москва контракт о прохождении военной службы не предоставляется. Поэтому ЗАО «МАКС» неправомерно запрашивала контракт о прохождении военной службы, затягивая сроки выплаты единовременного страхового пособия. Следовательно, необходимо с 13.02.2012г считать исчисление 15-дневного срока выплаты. Срок просрочки выплаты страховой суммы, начиная с 16-дневного срока рассмотрения ЗАО «МАКС» документов и по рассмотрения дела в суде (с 29 февраля 2012 по 15 ноября 2012 года включительно на день вынесения решения судом первой инстанции), составляет 261 день, а не 203 дня как рассчитано судом основываясь на число получения копии последнего заключенного контракта, который не является необходимым документом для выплаты единовременного пособия. Поэтому, размер неустойки составляет (2 000 000 рублей х 8,25%/360) х 261 день = 119624,99 рублей. До дня фактической выплаты единовременного страхового пособия необходимо проводить расчет дополнительно.
Согласно ч.1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52 ФЗ, выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате, а в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм он из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки (абзац первый). В Апелляционной жалобе мной было указано, что отказ в выплате мне единовременного пособия заведомо не имел под собой каких-либо, предусмотренных законом, оснований. Следует полагать, что со стороны ЗАО «МАКС» имело место ненадлежащее исполнение своих обязательств по Соглашению выплат единовременных страховых пособий военнослужащим, в связи с чем в данном случае имеются основания для применения к данной страховой компании такой меры ответственности, как штраф. Судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда, так и судом первой инстанции, мое требование взыскать со страховой компании ЗАО «МАКС» штраф в размере 1% суммы выплаты единовременного пособия за каждый день просрочки в мою пользу оставлено без внимания и без удовлетворения. Так как документы в ЗАО «МАКС» в полном необходимом объеме были представлены 13.02.2012 г, начиная с 16-дневного срока рассмотрения ЗАО «МАКС» документов, т.е. с 29.02.2012, ЗАО «МАКС» должна выплачивать штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки из собственных средств.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание и соблюдение - обязанность государства. Данные положения Конституции обязывают государство совершенствовать существующие гарантии в части их реализации. Одной из таких правовых гарантий обеспечения прав человека является право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жал обой гражданина Б." от 26 декабря 2002 г. N 17-П (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П) признано, что посредством прохождения военной службы граждане реализуют свое право на труд, а также то, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемый в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу ч. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 7, ч. ч. 1 и 3 ст. 37, ч. ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 45, ст. 59, п п. "в" и "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Таким образом, страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (ст. 1084 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. Утраченное здоровье при получении военной травмы восстановить невозможно, на что мной получена инвалидность БЕССРОЧНО. На поддержание состояния здоровья необходимы постоянные обследования, постоянные лечения, постоянное приобретение лекарственных средств. Цены на медицинские услуги и лекарства постоянно увеличиваются. Считаю судом при рассмотрении дела допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствует обстоятельствам дела, состоявшееся решение в части взысканного размера суммы единовременного страхового пособия не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит пересмотру.
Таким образом, на основании изложенного, в соответствии с требованиями ст. ст. 387 и 390 ГПК РФ, Федеральных законов N 306-Ф3 от 7.11.2011 г. , N 309-Ф3 от 8.11.2011 г., №52-ФЗ от 28.12.1998 г., ст. 395 ГК РФ, согласно п. 2 Постановления от 08.10.1998 г. № 13/14 Пленума ВС РФ и Пленума АС, ГУСП Президента Российской Федерации от 30.11.2011 г. N 52 г, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100 и других
ПРОШУ: 1. Обязать Страховую компанию ЗАО «МАКС» выплатить мне единовременное страховое пособие в размере 2 000 000 рублей. 2. Взыскать с ответчика размер неустойки за уклонение от выплаты и неправомерного удержания денежных средств за каждый день просрочки с даты положенной выплаты единовременного страхового пособия 29.02.12 г. в размере, установленном законодательством РФ по ставке рефинансирования 8,25% до момента фактического исполнения денежного обязательства в мою пользу. 3. Взыскать со Страховой компании ЗАО МАКС штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки ввиду необоснованной задержки выплаты единовременного страхового пособия в мою пользу. 4. Обязать Страховую компанию ЗАО МАКС оплатить все судебные расходы и издержки. 19.03.2015 С. Шикина